?

Log in

No account? Create an account
ushastyi
ushastyi
.............. .... ..........

Links

Ноябрь 2017
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

ushastyi [userpic]
Пластинки Рахманинова - 9. Симфонические танцы для двух фортепиано

Любители музыки наверняка знают, что последнее произведение Рахманинова -- это "Симфонические танцы", законченные в 1940 за три года до смерти. Музыка потрясающей красоты и глубины, и очень сложная для оркестра и дирижера. Но думаю, не все знают, что есть авторская версия для двух фортепиано. Музыковеды считают, что это эскиз симфонической версии, но в то же время полноценное произведение. Исполнять его пианистам даже сложнее, чем оркестру, так как дирижера, подсказывавшего бы динамику у них нет. Возможно поэтому, лучшее исполнение принадлежит пальцам Владимира Ашкенази и Андре Превина, которые сами по себе талантливые дирижеры, и хорошо чувствуют музыку и друг друга. Исполнение записано в начале 70х, поэтому доступно на виниле и CD (Decca). Есть еще хорошее исполнение Владимира Ашкенази и его племянника тоже Владимира Ашкенази-Свердлова, которого рядом с именитым дядей называют просто Вовкой (эту байку я слышал по радио "Орфей").

Фортепианная версия, конечно, не может похвастаться такой богатой звуковой палитрой, как оркестровая, но при этом она мелодичнее и интимнее. Я не единственный, кто предпочитает ее оркестровой. Впрочем, мне камерная музыка всегда была больше по душе.

Ниже -- урезанная версия. "Танцы" состоят из трех частей, каждая на ютьюбе кем-то любезно разбита на две для удобства. Слушать лучше целиком, но в рабочее время это затруднительно.

[Нажмите, чтобы послушать]Мгновенно узнаваемое начало (Часть 1.1):"



Некоторые исследователи считают, что это образ всадников Апокалипсиса. Вообще, все Танцы пронизаны не проходящей тревогой: уже идет Вторая Мировая, еще не началась Великая Отечественная.

Прекрасно тревожный сумеречный вальс. (Часть 2.1):


Поднимающийся из тьмы к свету финал (Часть 3.2):


Comments

>>> Некоторые исследователи считают, что это образ всадников Апокалипсиса. Вообще, все Танцы пронизаны не проходящей тревогой: уже идет Вторая Мировая, еще не началась Великая Отечественная.

Похоже, верная точка зрения (не конкретно про всадников, тут уж поди угадай какой именно образ был в голове автора, а про общий настрой). А то до этого мне попадались какие-то слишком примитивные толкования.

Вот не примитивное толкование, которое мне показалось достаточно интересным: http://www.portal-slovo.ru/art/36039.php

Хотя, как часто это бывает, музыковеды могут находить в музыке гораздо больше, чем имел ввиду композитор. Если имел вообще, а не просто записывал то, что "слышит".

Спасибо. Ссылка подвигла на поиски в сети.

>>> музыковеды могут находить в музыке гораздо больше, чем имел ввиду композитор

Вероятно, Вы это видели, но пусть ссылка будет здесь:

http://www.21israel-music.com/Simfonicheskie_tancy.htm

Попытка найти в симфонических танцах максимум всего.

Да, эту статью я видел. Но именно этот самый "максимум всего" меня в ней насторожил. Рахманинов -- гений, но гений композитор, а не игрок в бисер.

>>> но гений композитор, а не игрок в бисер.

Совершенно согласен, я не склонен принимать всерьез выводы статьи, а привел ссылку потому, что текст сам по себе занятный и содержит практически энциклопедию найденных цитат и "смыслов".