?

Log in

ushastyi
ushastyi
.............. .... ..........

Links

Июль 2017
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

ushastyi [userpic]
Rozenkranz

В пять утра раздался звонок.
- Александр, мы подъехали.

* * *

Не секрет, что я люблю музыку, а в детстве занимался в музыкальной школе по классу скрипки. Девять лет между прочим, по несколько раз в неделю, и даже летом (летом -- дома или на даче). У меня есть скрипка и гитара, на которых я изредка играю для себя, хотя в последнее время это случается не часто. Но не было фортепиано, или пианино, как кому нравится, хотя именно фортепианную музыку я особенно люблю слушать. Давно собирался исправить это досадное упущение, но перфекционизм не позволял это сделать быстро. Хотелось именно пианино, а не популярный ныне синтезатор. Не только из-за натуральности звука и тактильных ощущений. Пианино -- это еще и предмет интерьера. Среди современных электронных пианино есть модели, которые выглядят и звучат, почти как настоящие. Но всего лишь "почти" и "как". И стоят они очень дорого. Современные модели акустических пианино -- это "не то", и в первую очередь из-за дерева. А старые инструменты -- лотерея, да и в хорошем состоянии найти непросто. Есть, правда, старые восстановленные, но это штучная ручная работа, и цены соответствующие.

Помог случай. Не самые близкие знакомые задумали ремонт. И у них было старое пианино, которое дедушка привез из Германии после войны. Пианино мешало ремонту, да и вообще им было ни к чему, так как дедушка уже умер, а остальные домочадцы к музыке были равнодушны. Мы живем в Жуковском, а знакомые -- в Королеве, тоже не близкий путь. Но опять же так совпало, что у меня совсем рядом в Мытищах весной была аттестация айкидо, после которой было уже нетрудно заехать в Королев и посмотреть на инструмент. Он выглядел примерно так:



По семейной легенде пианино было из красного дерево. Перевозили его всего лишь однажды, поэтому оно было вполне в сносном состоянии, хотя и далеком от идеала. Конечно, пианино было расстроенно, но звучало, и звучало хорошо! Иногда говорят про "породистый немецкий звук", вот это он и был. Раз звучит -- то механически все в порядке. А это самое главное, потому что если трескается чугунная рама, то все, кранты, можно на помойку.

Пианино мне понравилось, и после короткого совещания с женой, было решено его забрать и восстановить. Вернувшись домой, я засел за компьютер в поисках с одной стороны информации об этом или подобном пианино, а с другой -- мастерской для восстановительных работ. С первым было туго. В каталогах антикварных инструментов Rozenkranz не было. В конце концов я нашел, что небольшая фирма Rozenkranz была основана в 1790г в Дрездене Эрнестом Розенкранцем и выпускала качественные и дорогие пианино и рояли до, вероятно, начала XX века. Видимо, количество инструментов было не очень большим, на рынке они практически отсутствуют, за границей в том числе.

С восстановлением тоже было не очень. На тематических форумах к такого рода проектам относятся скептически. Так как результат не гарантирован, редко кто берется восстанавливать под заказ. Ббольшинство реставраторов выкупают старые инструменты, восстанавливают, если получается, а потом продают. Тем не менее, мне удалось найти реставраторов в соседней области, которые согласилась посмотреть на инструмент, и если он подлежит восстановлению, взяться за работу. После осмотра вердикт был положительный, осталось заключить договор, внести аванс, и дело пошло.

Процесс реставрации пианино долгий. Сначала все разбирается, очищается от старого лака. Где-то древесина рамы должна быть усилена, где-то заменена. Потом начинается работа по восстановлению декоративной части, шпона. В нашем случае это было никакое не красное дерево, а корень ореха, дающий очень интересную фактуру. Из небольших кусочков, как из мозаики, собираны детали. Если есть утери, то они восполняются. Восстановленные детали шлифуются и подготавливаются к тонировке и нанесению лака. Через два месяца работ пианино выглядело так:



Вначале у нас были мысли сделать чисто белый инструмент, он прекрасно бы вписался в интерьер. Но такая красивая фактура, конечно, не заслуживала быть спрятанной под непрозрачным лаком. Честно говоря, ничего подобного я раньше не видел. Реставраторы тоже были приятно удивлены. Началась долгая и кропотливая работа по нанесению тона и лака. Довольно неожиданный цвет необработанного дерева, конечно, меняется. Обычно орех под лаком -- коричневый, светлее или темнее. Первая попытка затонировать была неудачной: получился невзрачный "поносный" цвет, фактура поблекла. Реставраторы все смыли, и начали заново аккуратно, слой за слоем наносить тонировку, контролируя каждый слой. По обоюдному согласию, решили добавить красного тона. Фотографию очень красивого красноватого инструмента из корня ореха я нашел в интернете -- она послужила образцом. Работы с тоном и лаком заняли еще почти два месяца. Вот один из промежуточных этапов:



Последнее, что остается, -- это механическая часть. Чистка механизмов, замена фетров, если необходимо -- струн, и молоточков, всякие мелочи. И, наконец, настройка.

* * *

После долгой не без преключений дороги небольшой фургон разгружается у подъезда. Небо на востоке уже начинает светлеть, но город и дом спят. Тишина. Завернутое в упаковку, тяжеленное пианино с трудом тащат двое огромных грузчиков, и еще двое, это сами реставраторы, помогают и страхуют. Подъем на лифте -- влезло. Тихо заносят в квартиру, молча, предупреждены, что дети спят. Грузчики уходят, реставраторы распаковывают инструмент и не без гордости смотрят на результат своей работы. Ждут моей реакции.





Ну а как еще можно на это реагировать, кроме плохо скрываемого восхищения!



Объясняют, что после перевозки пианино расстроится, должно постоять, привыкнуть к местной влажности, через три недели приедут с настройщиком -- подстроят. Почти шесть утра, поэтому клавиши лишь трогаю, послушаю потом.





Клавиши остались родные, возможно, они единственные выдают почтенный возраст инструмента, получившего второе рождение.

Прощаемся.

После короткого сна, когда семья просыпается, я пробую звук -- играет! И даже не сильно расстроено. Старший сын в восторге. Пианино так звучит, что даже его случайные блуждания по клавишам иногда похожи на музыку, какой-нибудь современный джаз. Я же лет 15 уже практически не подходил к инструменту -- и, конечно, забыл даже то немногое, что умел играть. Придется вспоминать и восстанавливать умение играть с листа заново. Оно того стоит. Спасибо Эрнесту Розенкранцу.

Метки: ,
Comments
Красиво

Да, в старых и с душой сделанных вещах есть что-то, чего не хватает современной штамповке.

Может есть возможность хорошо записать в MP3 что-нибудь?

Вы имеете ввиду записать, как играет пианино? С воздуха? Можно попробовать, хотя если подходить к этому серьезно, то нужно микрофон специальный и т.д. Но пока нечего записывать, мой репертуар практически нулевой :)

Фигасе. Поздравляю. Восстанавливали не в Шатуре? А то у меня есть знакомые рестовраторы оттуда.

Спасибо.

Нет, не в Шатуре. Мастерская во Владимире, но работают в основном с Москвой, конечно:
http://www.rest-meb.ru