?

Log in

No account? Create an account
ushastyi
ushastyi
.............. .... ..........
Links

Август 2017
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

ushastyi [userpic]
Рахманинов

Интересно, что когда ты находишься в России, то очень хочется играть русскую музыку,
Константин Лапшин

Спасибо Константину Лапшину, я "заболел" Рахманиновым. Нет, конечно, я неоднократно слышал его музыку, и даже вспомнил историю с провалом первой симфонии, но я никогда не слышал исполнение Рахманинова вживую. А на днях мне повезло.

Константин Лапшин -- лауреат и призер многочисленных конкурсов, закончил гнесинку, московскую консерваторию и Лондонской королевский колледж, где показывал настолько выдающуюся игру, что был удостоен почетного права, внимание... играть в присутствии принца Чарльза. Но до этого он был всего лишь одноклассником моей жены, в обычной средней школе. И иногда он приезжает и дает концерты в родном городе.

Не припомню, когда я был в последний раз и был ли вообще на фортепианном концерте. Хотя иногда смотрел что-то по "Культуре", даже жена запомнила Евгения Кисина за его шевелюру и экспрессивную манеру игры. Константин начал с сонаты Моцарта. По-моему, Моцарт -- это не фортепиннный композитор. Его родной инструмент -- скрипка, а борокко лучше ложится на клавесин. На рояле мне не понравилось. Кроме того, чувствовалось, что музыкант еще не привык к роялю или не разыгрался: он "смазал" несколько нот. Затем был Шуман, цикл пьес. Это уже было гораздо интереснее, и очень разнообразно. Постепенно Константин разыгрывался. Потом Шуберт... Но с первыми звуками рахманиновской прелюдии стало понятно, что настоящая музыка только начинается. (Ютьюбовские ролики -- жалкая копия живого исполнения, но это лучше, чем ничего.)



Я бы ее назвал "прелюдией воды". Из под быстрых пальцев Кости лилась... вода, ручей, искрящийся в лучах солнца, то безмятежный, то вдруг показывающий свой характер. Очень "осязаемая" музыка, когда не слышишь ни звуков, ни мелодий, а полностью отдаешься во власть музыкальной стихии. Но это была только прелюдия. Последовавшая за нею вторая соната для фортепиано развила ту же музыкальную концепцию, вихрями эмоций и картин унося слушателя далеко из концертного зала. Я давно не испытывал таких глубоких переживаний от музыки. Это было тем более здорово, что совершенно неожиданно. Судя по овациям, восторг был всеобщим. По признанию Кости, Рахманинов -- его любимый композитор, и это чувствуется.



На бис был опять Рахманинов, потом успокаивающе-игривая мазурка Шопена, и разряжающее напряжение каприччио Брамса. Хотя меня "отпустило" только через полчаса.

Знакомясь с творческой биографией Рахманинова, я нашел для себя много интересного, что безусловно хочу послушать. Рахманинов, наряду со Скрябиным, -- это, наверное, вершина русской фортепианной музыки, и по содержанию и по сложности исполнения. Но и симфонические произведения Рахманинова не менее интересны. Его последнее произведение -- "Симфонические танцы" -- это что-то сверхестественное и потустороннее, не случайно их сравнивают с Булгаковским "Мастером"...



 

Музыка: Рахманинов