?

Log in

No account? Create an account
ushastyi
ushastyi
.............. .... ..........
Back Viewing 20 - 30 Forward

"Стеклянная гармоника" -- сюита Альфреда Шнитке. Музыка потрясающей красоты.



Музыка была написана для мультфильма для взрослых 1968г с одноименным названием, запрещенного тогда цензурой, но сейчас смотрящемся едва ли не актуальнее, чем 50 лет назад.



Характерно, что даже само название "мультфильм для взрослых" поменяло смысл, и сейчас часто означает совсем не то, что полвека назад.

"Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте,
а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!".
Черная Королева

Разбирая многоэтажные книжные завалы на даче, наткнулся но томик Александра Казанцева с романом "Пылающий остров". В детстве эта книга как-то мне не попадалась, хотя имя Казанцева было, конечно, на слуху. Роман впервые был опубликован в 1941г, накануне войны, считается самой удачной книгой Казанцева, и в последствии много раз перерабатывался, что далеко не всегда шло ему на пользу. Вероятно, редакция, которую я прочитал в издании 1997г, восходит к 1955г. Книга понравилась, этакое сочетание стилистики научной фантастики 20-30х годов (А. Беляев, А.Н. Толстой) и коммунистического идеального общества "Туманности Андромеды" Ефремова или "Мира Полудня" ранних Стругацких, но на фоне технологий 1950х годов. Тут есть и приключенческий экшн, и интересные научно-фантастические предположения ближнего прицела (некоторые из которых, Казанцев самолично раализовывал в рамках ВНИИЭМ, который он называл "институтом имени Жюля Верна", а другие только в наше время стали реальностью), и противостояние социальных и экономических систем, и философствование об ответственности ученых. Не вдаваясь в подробности сюжета, отмечу одну деталь. В концовке романа описывается критическая ситуация, для выживания в которой СССР реализовал сложнейший межотраслевой проект, сродни атомному или ракетному. Наука, промышленность, строители, военные, энергетики -- все согласованно работали по общему детально проработанному плану с максимальной личной мотивацией и напряжением сил.

Такого рода концентрация усилий сейчас кажется почти фантастической, но в 20-60е года страна просто так жила. ГОЭЛРО, индустриализация, эвакуация промышленности во время ВОВ и сама Война, атомный проект, космическая гонка -- одно перетекало в другое, не давая расслабиться. И только наступление "оттепели" сбило этот сверхестественный темп, который подстегивал конкурентов и вывел СССР в мировые лидеры.

Инерции хватило еще на 50 лет.

Имя Киры Муратовой я, конечно, слышал, но посмотрел несколько её фильмов только в этом году. С конца. "Вечное возвращение" и "Три истории". На очереди "Настройщик". Не часто в XXI веке снимают черно-белое кино, а она не только его снимала, но снимала так, что конкурсные жюри и простые любители киноискусства снимали шляпу. Её фильмы -- это именно высокое киноискусство, сейчас такое редко встретишь. Вчера Киры Муратовой не стало. Остались только фильмы, через которые она возвращается и продолжает рассказывать свои истории.

Метки:

Выступая в Жуковском с популярной лекцией по теории игр (есть даже видео), неподражаемый Алексей Савватеев (savvateev) привел пример распределения наследства, описанный в Талмуде, который мне показался весьма интересным и познавательным. Я его сейчас расскажу несколько подробнее, чем было в той лекции. Задача формулируется следующим образом.

Допустим, есть три кредитора (в оригинале -- три жены), которым умерший задолжал (в соответствии с ктубой, брачным договором) соответственно 100, 200 и 300 шекелей. В сумме это составляет 600 шекелей, но реально умерший оставил только 200. В Талмуде обсуждаются разные способы распределения этих 200 шекелей, одни отвергаются полностью, другие доводы признаются разумными. Наконец, на основании качественных рассуждений приходят к выводу, что справедливым будет следующее распределение имущества: 50, 75 и 75. Кажется несколько странным, не правда ли? А что если умерший оставил другую сумму? В Талмуде даны такие инструкции:
- Если, например, умерший оставил всего 100 шекелей, то рекомендуется разделить их поровну: 33-33-33
- Если 200, то 50–75–75.
- Если 300, то 50–100–150
- Если 400, то... То выкручивайтесь, как хотите, примеров уже достаточно.

Как выкручиваться и почему правила именно такие, еврейские богословы спорили более двух тысячелетий. А потом пришел будущий Нобелевский лауреат Роберт Ауманн и в 1985г показал, что эту задачу можно рассматривать в рамках теории кооперативных игр, и тогда кажущиеся бессистемными пропорции строго выводятся и получаются именно такие, как описано в Талмуде.

Как же это получаетсяСвернуть )

Довольно неожиданно приобрел себе в качестве второй камеры Ricoh GR Digital. Это компакт с APS-C матрицей, бритвенно резким фиксом 18мм и неограниченными возможностями кастомизации. У него есть несколько интересных режимов, один из которых англоговорящие пользователи нарекли "God mode" -- божественным. Это высококонтрастный черно-белый режим, превращающий самые заурядные сюжеты в нечто совершенно необычное.



Читать дальше...Свернуть )

Метки:

Читаю сыну "Алису в Зазеркалье" в, видимо, одном из первых литературных переводов В. Азова (Ашкенази), аудио-книга в пути попалась в современном переводе Л. Яхнина, играющего словами так, что Льюис Кэрролл должен ворочаться с довольной ухмылкой, в памяти сидит классический вариант Н. Демуровой, а в голове слова автора проговаривает Ростислав Плятт. Кэрролла адекватно перевести невозможно, так как русский читатель не считает смысловой и сатирический слой викторианской Англии, а перенос его на русский культурный ландшафт непременно превратит Алису... в Аню. Именно это сделал еще совсем молодой Владимир Набоков. Его "Аня в стране чудес" (вторую часть он не переводил) бьет в яблочко русскому читателю так же, как и, вероятно, английскому второй половины XIX века. Чего стоят игра в куролесы, "Дворянин Кролик Трусиков" или переводы стихов, сохраняющие пародийный характер английского текста за счет пародии на своё родное:

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Тебя считают очень старым:
Ведь, право же, ты сед
И располнел ты несказанно.
Зачем же ходишь постоянно
На голове? Ведь, право ж, странно
Шалить на склоне лет!


или

Как дыня, вздувается вещий Омар:
"Меня, - говорит он, - ты бросила в жар;
Ты кудри мои вырываешь и ешь,
Осыплю я перцем багровую плешь".
Омар! Ты порою смеешься, как еж,
Акулу акулькой с презреньем зовешь;
Когда же и вправду завидишь акул,
Ложишься ничком под коралловый стул.


По-русски звучат и многие диалоги:

Затем послышался гневный окрик Кролика: "Петька, Петька! Где ты?" И откликнулся голос, которого она еще не слыхала: "Известно где! Выкапываю яблоки, ваше благородие!"

Или цитата из учебника истории, не английской, как в оригинале, а, конечно, русской истории:

Мышь деловито прокашлялась: "Вот самая сухая вещь, которую я знаю. Прошу внимания! Утверждение в Киеве Владимира Мономаха мимо его старших родичей повело к падению родового единства в среде киевских князей. После смерти Мономаха Киев достался не братьям его, а сыновьям и обратился, таким образом, в семейную собственность Мономаховичей. После старшего сына Мономаха, очень способного князя Мстислава"...

Воспитанный английскими гувернантами, Набоков очень хорошо знал английский язык и английскую культуру, тонко чувствовал смысловые сдвиги. "Аннотированная Алиса" Мартина Гарднера, существенно облегчающая работу переводчиков, появится лишь спустя 35 лет.

Алексея Рыбникова больше знают по "Юноне и Авось", а также замечательной музыке к многим любимым фильмам. Но он еще пишет и симфонии!



С Днем космонавтики!

После Кемеровской трагедии с детьми в детском саду проводили беседу. Помимо правил поведения при пожаре и технике безопасности, преподаватель (музыки и литературы) рассказала им, что вот в мирное время дети сгорели, и это несчастный случай и трагедия, а во время Войны нацисты детей сжигали заживо намеренно и убивали в газовых камерах. Многие родители возмутились, что 6-7-леткам это знать еще рано и незачем.

А я вспомнил, как 6ти-летний сын моего американского знакомого рассказывал, как они в детском саду, или это уже был первый класс школы, ставили свечки в день памяти жертв Холокоста. Семья у них с еврейскими корнями, предки переехали в США в 1920-30гг из Венгрии, но про преступления и жертвы Холокоста рассказывали всем детям.

Я не знаю, что понимают дети в этом возрасте, мой сын не очень охотно рассказывает. Но потом что-то может всплыть в другом контексте. Коллективная историческая память вот так и прививается с детского возраста, наверное. И чтобы вырастить хорошего человека, нужно чтобы он видел противопоставление: что есть плохо и что есть зло. Чем раньше он это поймет, тем лучше. На своем уровне, конечно.

Юношеское сочинение Рахманинова, оркестровая сюита, фортепианная версия которой более 100 лет пылилась в архивах музея им.Глинки, пока ее случайно не обнаружили. Первая запись с Денисом Мацуевым была сделана в мае 2007 года на швейцарской вилле "Сенар", где композитор жил с 1929-го по 1940 годы. Специалисты фирмы Steinway специально для записи этого диска восстановили рояль 1929 года, принадлежавший композитору.

Рахманиновский стиль и мелодизм на фоне юношеской беззаботности.



145-летию композитора посвящается.

Заходил настройщик, подстраивал мое пианино, рассказал историю.

В России более 3000 музыкальных школ и несколько сотен училищ-колледжей. В каждом из них, скажем, хотя бы 15 пианино есть. То есть 50тыс пианино только в системе музыкального образования. Но уроки музыки есть и в общеобразовательных школах, то есть по одному-два пианино есть практически в каждой школе. Это еще 50тыс, а всего 100тыс. 100тыс инструментов в государственных учреждениях образования. А дальше интересно.

В России сейчас нет ни одной фабрики по производству пианино! Ни одно производство не пережило 90е! Но инструменты не вечные (обычно срок жизни 20-40 лет), большинство советских массовых моделей и так не отличались особым качеством, а сейчас они и вовсе изношены донельзя. То есть существует колоссальный внутренний рынок и запрос. Европейские инструменты стоят 500тыс и больше, китайские и корейские -- 250-300тыс, но у них меньше ресурс. Для дома кому-то сойдет, а для музыкальных школ не подходит.

Так вот, о проблеме знают и кричат, кто может. Например, Мацуев. Более дешевые электронные инструменты -- не вариант. Поставить на них правильно руку сложно, если возможно. Нужны инструменты с настоящей механикой. Такие электронные тоже уже есть, но они стоят не дешевле. Либо отказываться от обучения музыке.

И оказывается, что какая-то из госструктур собирается производство возродить. Под госзаказ на обновление инструментов по всей стране. А кроме производства -- систему гарантийного обслуживания, ремонтные мастерские и т.д. -- это тоже утеряно. Понятно, что при таком количестве инструментов одна фабрика не справится. Нужно несколько. В советское время их было несколько десятков. Плюс смежные производства, так как литье рам, механика пианино, сукно -- это все требует своих отдельных компетенций и производств. В общем, сделать пианино -- это почти так же сложно, как автомобиль. Но в отличие от автомобиля на конвейер не поставить.

С финансовой точки зрения вложенные деньги вернутся сторицей. Бюджет на обновление музыкальных школ наверняка есть (ведь переоборудуют же общеобразовательные все время). Плюс внутренний рынок. Да и спрос на хорошие инструменты есть не только в России.

Я не знаю, насколько серьезны планы людей, которые хотят возродить целую индустрию. Искренне пожелал бы успеха, если бы знал кому. Имен и организацией мой настройщик не назвал. Если у них получится, то я буду восхищен. А тысячи детей, родителей и педагогов -- бесконечно благодарны. И как знать, на этой почве, может, вырастет еще много мацуевых.

Метки:
Back Viewing 20 - 30 Forward